Add to: Facebook Del.icio.us Stumbleupon reddit Digg Y! MyWeb Google

География основных железнодорожных магистралей.

Через Донецкую дорогу следует весьма крупный поток транзитных пассажиров, едущих на Кавказ, частично в Крым и обратно в центр России и Урало-Поволжье. Наибольшее количество пассажирских поездов пропускается по магистрали Лозовая-Славянск-Иловайск-Марцево-Ростов-на-Дону. Собственные железнодорожные пассажирские перевозки Донбасса сравнительно невелики.

Донецкая дорога в пределах обслуживаемой территории взаимодействует главным образом с автомобильным транспортом. Роль главной автомобильной дороги Донбасса выполняет благоустроенное шоссе, идущее от Харькова на Ростов-на-Дону через Славянск, Артемовск, Дебальцево и Ровеньки. От него отходят автодороги к Горловке, Донецку, Макеевке, Краматорску, Константиновке, Лисичанску, Северодонецку, Алчевску, Кадиевке и Луганску. Важное значение имеет приморское шоссе, идущее от Ростова-на-Дону в Крым через Мариуполь и дорога Донецк-Мариуполь.

Приднепровская железная дорога.

Приднепровская железная дорога обслуживает часть Нижнего Приднепровья и Крымский полуостров – Днепропетровскую, Запорожскую и Крымскую области (Прил.2, рис. 3). Эксплуатационная длина дороги 3.2 тыс.км.

Густота железнодорожной сети в Приднепровье в 2-2.5 раза меньше, чем в Донбассе, что связано преимущественно с меньшей насыщенностью территории заводами, фабриками, шахтами, а также с наличием в пределах дороги речного транспорта (р. Днепр). Основная масса грузов в Приднепровье перевозится в треугольнике Днепропетровск-Кривой Рог-Запорожье. В этих городах размещены крупные предприятия черной металлургии, потребляющие много каменного угля, железной руды, вспомогательных материалов, крупные тепловые электростанции, коксохимические и машиностроительные заводы. Здесь же находятся и крупные Криворожский железорудный и Никопольский марганцеворудный бассейны.

Основная часть широтных перевозок грузов (каменный уголь, идущий транзитом из Донбасса на запад, а также в промышленные центры Приднепровья, железная руда для металлургических комбинатов Приднепровья и Донбасса, перевозки черных металлов и минеральных строительных материалов) осуществляется на участках Чаплино-Синельниково-Нижнеднепровск-Верховцево-Пятихатки и Камыш Заря-Пологи-Запорожье-Апостолово-Кривой Рог-Долинская. Первый из них является наиболее грузонапряженным. Для частичной разгрузки его была построена линия Красноармейск-Павлоград-Новомосковск-Днепродзержинск, позволившая направить в первую очередь транзитные потоки каменного угля в обход Днепропетровского железнодорожного узла.

Наиболее значительная по протяженности в пределах дороги меридиональная линия Лозовая-Павлоград-Синельниково-Запорожье-Мелитополь-Джанкой-Симферополь-Севастополь загружена только на участке между Запорожьем и Лозовой, связывающем Приднепровье с Харьковом (перевозки черных металлов на его многочисленные машиностроительные заводы) и проходящем через Западный Донбасс – район угледобычи. По этой линии из Крыма вывозят известняк (флюсы) для черной металлургии Приднепровья.

Широтный участок Приднепровской дороги Камыш Заря-Верхний Токмак-Нововеселая (и далее на Каховку) загружен транзитным потоком каменного угля из Донбасса к морским портам Херсон и Николаев. Линия Джанкой-Керчь используется для вывоза керченской руды, основной поток которой следует Мариупольским путем. Паромная переправа станциями Крым и Кавказ через Керченский пролив сокращает путь железнодорожных составов с Приднепровской дороги на Северо-Кавказкую на несколько сотен километров.

Приднепровская дорога не имеет столь ярко выраженного преобладания отправления грузов над их прибытием, как Донецкая: на 1 т отправленных грузов здесь приходится всего 0.9 т прибывших. Почти половина всех отправляемых дорогой грузов – железная и марганцевая руда Криворожского и Никопольского бассейнов. На внутридорожные перевозки грузов приходится только 1/3 этой руды, остальное ее количество отправляется на металлургические заводы Донбасса и экспорт. Второе место в структуре отправляемых Приднепровской дорогой грузов занимают строительные материалы, третье – черные металлы.

Среди получаемых станциями Приднепровской дороги грузов преобладают каменный уголь, ввозимый из Донбасса, железная руда, вспомогательное металлургическое сырье (флюсы) и строительные материалы. Погрузка железной руды на 12 станциях Приднепровской дороги превышает 2 млн. т в год. Крупнейшие из них, отправляюшие 10 млн. т руды и более, Мудреная, Роковатая, Вспомогательная и Шмаково (в районе Кривого Рога). По отправлению черных металлов крупнейшими являются Запорожье, Кривой Рог и Днепропетровск (станция Правда), строительных материалов и флюсов –станции, примыкающие к порту Запорожья.

По ввозу грзов выделяются Днепропетровско-Днепродзержинский, Запорожский и Криворожский железнодорожные узлы, в структуре ввоза которых основное место занимают каменный уголь, железная руда, флюсы и строительные материалы. По суммарной работе станции (отправление плюс прибытие) самым крупным на дороге является Криворожский узел. Велик также грузооборот Запорожское и Днепропетровско-Днепродзержинского узлов (в известной мере за счет перевалки грузов на речной транспорт и с речного транпорта).

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6

Меню