Add to: Facebook Del.icio.us Stumbleupon reddit Digg Y! MyWeb Google

Основные грузопотоки. Пассажирооборот.

За последнее десятилетие железнодорожный транспорт Украины углубил специализацию на перевозке грузов. Такая специализация требует усиленного внимания к усовершенствованию отраслевой и территориальной структуры грузопотоков, повышения эффективности грузовых перевозок, четкого взаимодействия с другими видами транспорта в смешанных связях.

В Киевском, Одесском, Днепропетровском, Запорожском, Херсонском, Мариупольским и многих других транспортных узлах налажено тесное взаимодействие железнодорожного транспорта с автомобильным, морским, речным видами транспорта, что способствует бесперебойному движению специализированных грузопотоков. Предприятия, осуществляющие перевозочную деятельность, жестко связаны между собой единым технологическим процессом по все территории Украины, что обуславливает их взаимную зависимость, как производственном, так и в хозяйственном отношении.

В объеме грузовых перевозок преобладают массовые грузы (свыше 60%), транспортируемые большими партиями на значительные (более 600 км) расстояния, около 80% грузов перевозится в границах двух или более железных дорог.

Главное место в структуре грузовых отправлений занимает каменный уголь, объем которого в 1997 году составил 85 млн.т. (Прил.1, табл. 10). Кроме этого, за год перевозят 7 млн.т. кокса. Среди главных потребителей угля западная, северная и южная части Украины. Вывозится уголь из пределы страны – в европейскую часть России, Беларусь, Прибалтику, Молдову.

Второе место в общем объеме грузоперевозок железнодорожного транспорта Украины занимают минеральные строительные материалы. В 1997 году их было перевезено 59 млн.т. (20% грузов, перевезенных железнодорожным транспортом). Исключение составляют твердые кристаллические материалы, которые доставляют из районов их добычи (Житомирская, Ровенская и др. области) в места территориально сосредоточенного потребления. Строительный песок направляется в основном с севера на юг, где во многих районах месторождений этого строительного материала нет. Производство цемента сосредоточено в Донбассе, Прикарпатье, Ровенской, Хмельницкой и Харьковской областях.

Третье место в структуре перевозок занимают руды, главная роль в транспортировке которых принадлежит железной руде. Основным центром добычи железной руды есть Кривой Рог, откуда она отправляется на предприятия Приднепровья и Донбасса. В 1997 году было отправлено 52 млн.т. руды. Кроме железных руд перевозятся также марганцовые руды из Марганца (Днепропетровская область) и других месторождений. Украина отправляет железные и марганцовые грузы и за рубеж. В страны Восточной Европы они доставляются из месторождений Приднепровья. Самое большое количество железорудного сырья поступает в Польшу, Чехию, Словакию и Румынию.

Минерально-сырьевые ресурсы отправляются зарубежным потребителям в основном железнодорожным транспортом.

Украина – важный регион производства черных металлов. Чугун и разные марки стали отправляются из центров черной металлургии (Днепропетровск, Днепродзержинск, Кривой Рог, Донецк, Макеевка, Мариуполь) в центры машиностроения. Объем отправлений черных металлов в 1997 году составлял 26 млн.т.

Пятое место относительно отправлений занимают нефтяные грузы (15 млн.т). Они доставляются, кроме трубопроводного транспорта, железной дорогой из Поволжья, Западной Сибири, Северного Кавказа на нефтеперерабатывающие предприятия, а оттуда продукты переработки нефти идут к потребителям.

Таким образом, названные виды грузов занимают основное место в структуре перевозок железнодорожным транспортом (80%). Далее идут зерно и продукты перемола, минеральные удобрения, лес и другие грузы.

Перейти на страницу: 1 2

Меню