Add to: Facebook Del.icio.us Stumbleupon reddit Digg Y! MyWeb Google

Проблемы развития железнодорожного транспорта в условиях перехода к рынку. Экологические проблемы.

Геополитическое положение Украины определяет в настоящее время и в обозримом будущем ключевую роль именно железнодорожного транспорта в подъеме экономики страны, обеспечение ее устойчивого функционирования. Кроме того, выгодное географическое положение нашего государства на стыке Центральной и Восточной Европы будет способствовать преобразованию его на важный транспортный полигон международного значения. Через территорию Украины должен быть проложен ряд транспортных магистралей (в том числе и железнодорожных), которые будут обеспечивать эффективную реализацию международных транспортно-экономических связей нашей страны и транзитных перевозок.

Чтобы соответствовать общеевропейскому уровню, железной дороге предстоит решить ряд проблем, накапливавшихся десятилетиями и особенно обострившихся в последние годы в условиях перехода отрасли к рыночным отношениям. Главным образом в следствии того, что объем перевозок с 1990 года снизился на 55%, т.е. почти в два раза (при том, что прибыльные грузовые перевозки снизились более чем в 3 раза – на 70% - а убыточные пассажирские всего на 25%) (Прил.1, табл. 5). Серьезным фактором, способствовавшим превращению ранее высокорентабельной отрасли в убыточную, стал дисбаланс между ценами на фонды потребления и ценами за перевозочную работу. Последняя не успевала за резким ростом первой. Повышение цен за перевозки тормозилось как политикой правительства, так и обнищанием потребителей (физических лиц и организаций), не способных оплатить услуги железнодорожного транспорта. Администрации железных дорог приходилось привязывать цены за перевозку не к их реальным затратам, а к доходам населения. Третий удар отрасли нанесли неплатежи, которые превратили резко сократившиеся прибыльные грузовые перевозки, за счет которых выживал железнодорожный транспорт, в неэффективные. В таких условиях железной дороге пришлось реорганизовать свою деятельность, поменять приоритеты, благодаря чему отрасль выжила. В настоящее время положение железной дороги хотя и можно охарактеризовать как критическое, но в ней зримо наметились тенденции к возрождению и развитию.

Железнодорожный транспорт пока справляется с объемом перевозок, но работает на грани возможностей потому что не создан достаточный резерв пропускных, перевозочных мощностей и баз переработки, а производственная сеть физически и морально устарела. Из-за постоянного отсутствия средств практически прекращена закупка подвижного состава. Железная дорога имеет высокую долю изношенности основных фондов (по некоторым видам – 80%-90%), преобладающая часть путей смонтирована на деревянных шпалах, из которых 15-17% непригодны для дальнейшего использования. Значительную часть инфраструктурных объектов железной дороги необходимо признать устаревшими и не отвечающими современным требованиям по выполнению своих основных функций. Прежде всего это касается вокзалов, станций, гостиниц, средств связи и управления движением поездов. Технико-экономические и эксплуатационные характеристики железной дороги снижаются также из-за того, что ширина колеи отличается от общеевропейской, что особенно отрицательно отражается на заграничных транспортных перевозках. Это требует содержания на западных границах страны 14 специально оборудованных станций, 11 станций, где осуществляется перегрузка импортных грузов, 8 пунктов перестановки вагонов на тележки западноевропейской колеи.

В плане решения проблем на внутригосударственном уровне Укрзалізницей разработана программа развития железнодорожного транспорта Украины, предусматривающая совершенствование и дальнейшее развитие железнодорожных перевозок на ближайшие годы и перспективу.

В соответствии с этой программой намечается определить четкие взаимодействия департамента с государством. Без государственных инвестиций железная дорога не сможет решить всех проблем. Во всех странах с развитыми рыночными отношениями железные дороги находится на государственных дотациях. Укрзализныце необходимо получение таких дотаций, приоритетное обслуживание топливом, материалами и оборудованием. Кабинетом министров Украины утвержден проект «Развитие железнодорожного транспорта Украины» общей стоимостью 109.7 млн. дол. США. Укрзализныця со своей стороны выработала меры, которые позволят максимально сократить эксплуатационные расходы и изыскать возможности для получения прибыли. Среди этих мер сокращение сетей сортировочных станций на половину (с 51 до 24); переспециализация сокращаемых станций для выполнения работы с местными вагонопотоками; удлинение тяговых плеч, позволивших обеспечить возможность пропуска поездов по основным направлениям дорог 1-го класса практически из одного конца страны в другой и др. В планах Укрзализныци и строительство новых железнодорожных телекоммуникационных сетей в направлении западная граница Украины – Киев – восточная граница Украины, разгрузка перегруженных участков путем переключения части поездопотоков на недозагруженные линии, реконструкция и развитие 12 крупных железнодорожных станций (сейчас начата реконструкция столичной станции), ряда мостов, тунелей, пополнение вагонного парка крупновантажными вагонами и др. Важным вопросом для Украины, в плане ее интеграции в европейскую единую железнодорожную систему, является приведение украинской железнодорожной колеи (1524 мм) к европейскому образцу (1435 мм), а также включения Укрзализныци в европейскую программу строительства скоростных железнодорожных магистралей (Ск.=200-300 км/ч).

Перейти на страницу: 1 2 3

Меню