Add to: Facebook Del.icio.us Stumbleupon reddit Digg Y! MyWeb Google

Изменения в предложении

Рассмотрим теперь воздействие на предложение ка­ждой из перечисленных детерминант.

1. Цены на ресурсы.

Как отмечалось выше при объяснении закона предложения, существует самая тесная связь между издержками производства и предложением. Кривая предложения фирмы основывается на издержках производства; за допол­нительные единицы продукта фирма должна уста­новить более высокие цены, поскольку произво­дство этих дополнительных единиц требует боль­ших издержек. Отсюда следует, что снижение ресурсных цен снизит издержки производства и уве­личит предложение, то есть переместит кривую предложения вправо. Пример: если цены на семена и удобрения снижаются, можно ожидать увеличения предложения кукурузы. И наоборот, повышение цен на ресурсы увеличит издержки производства и со­кратит предложение, тî есть сместит кривую предложения влево. Пример: повышение цен на железную руду и кокс увеличивает издержки производства стали и ведет к сокращению ее предложения.

2. Технология.

Совершенствование технологии означает, что открытие новых знаний позволяет более эффективно произвести единицу продукции, то есть с меньшей затратой ресурсов. При данных ценах на ресурсы снизятся производ­ственные издержки и увеличится предложение. Пример: недавние мощные прорывы в области сверхпроводимости открывают перспективы для передачи электрической энергии почти или вовсе без потерь. В настоящее время при передаче электрической энергии по медным проводам потери ее составляют около 30%. Каково воз­можное следствие указанного открытия? Суще­ственное снижение издержек производства и увеличение предложения целого ряда продуктов, при изготовлении которых затрачивается большое количество электроэнергии.

3. Налоги и дотации.

Предприятия рассматрива­ют большинство налогов как издержки производст­ва. Поэтому повышение налогов, скажем, на продажи или на собственность увеличивает издерж­ки производства и сокращает предложение. Напро­тив, дотации считаются "налогом наоборот". Когда государство субсидирует производство какого-либо товара, оно фактически снижает издержки и увеличивает его предложение.

4. Цены на другие товары.Изменения цен на другие товары также способны сместить кривую предложения продукта. Снижение цены на пшеницу может побудить фермера выращивать и предлагать к продаже больше кукурузы по каждой из возмож­ных цен. И напротив, повышение цены на пшеницу может заставить фермеров сократить производство и предложение кукурузы. Фирма, выпускающая спо­ртивные товары, может сократить предложение ба­скетбольных мячей, когда повышается цена на фут­больные.

5. Ожидания.

Ожидания изменений цены продук­та в будущем также могут повлиять на желание производителя поставлять продукт на рынок в на­стоящее время. Однако трудно делать выводы о том, как скажутся ожидания, допустим, более высоких цен на нынешнюю кривую предложения продукта. Фермеры могут задержать вывоз кукуру­зы текущего урожая на рынок, ожидая повышения цены на нее в будущем. Это вызовет сокращение текущего предложения. Равным образом ожидание существенного повышения в ближайшем будущем цен на продукцию фирмы может сократить текущее предложение этой продукции. С другой стороны, во многих отраслях обрабатывающей промышленности ожидание повышения цен способно побудить фирмы увеличить производственные мощности и тем самым вызвать увеличение предложения.

Перейти на страницу: 1 2

Меню