Коньюнктура рынка декоративного камня.
Цель раздела представляет собой оценку современного объёма спроса на продукцию на рынке декоративного камня, оценка уровня цен на продукцию, характеристику деятельности на рынке фирм-конкурентов.
Коньюнктура мирового рынка декоративного камня.
Рынок – это одна из экономических категорий товарного хозяйства, представляющих собой сферу товарного обмена. Он характеризуется определённой системой конкретных экономических отношений между продавцом и покупателем, в которых проявляются производственные отношения соответствующего способа производства. Основными элементами рыночного механизма являютсяпредложение, спрос и цена. Предложение представляет собой совокупность товаров, поступающих на рынок с целью обмена (реализации). Спрос отражает объём и структуру общественных потребностей и ограничен покупательной способностью.
Анализ рынка представляет собой комплекс действий, направленных на возможно более полное исследование процессов, развивающихся в сфере товарного общения, и факторов, воздействующих на формирование спроса и предложения, определяющих экономические отношения между производителями и потребителями (продавцами и покупателями) товаров.
Оценочный анализ показывает, что ежегодно в международном торговом обороте находится 20 – 26% общего объёма мирового производства облицовочных материалов и изделий из камня. Лидирующее место здесь, так же как и в уровне производства, принадлежит Италии, объём экспорта – импорта, которой составляет 65% от общего мирового торгового оборота.
Мировой рынок облицовочного камня характеризуется чрезвычацным разнообразием. В тоже время степень насыщенности этого рынка по отдельным регионам неравномерна и обусловлена, прежде всего, уровнем потребления камня в различных странах. В свою очередь, на потребление камня в каждой стране оказывает влияние ряд факторов:
- состояние экономики;
- национальные и историко-архитектурные традиции;
- атхитектурная мода и т.д.
Динамическое развитие за последнее время экономики ряда стран, не обладающих собственной мощной минерально-сырьевой базой облицовочного камня, привело к резко возросшему спросу на этот материал. Это привело к резкому росту спроса на этот материал и обусловило появление групп стран - Китай, Индия и др. и даже целых регионов – потребителей камня, определивших характер современного мирового рынка.
Наиболее высока степень насыщенности облицовочным камнем европейского рынка, что объясняется наличием большого числа стран,
производящих в широком ассортименте камень на экспорт (Италия, Испания, Греция, Португалия, Югославия, Финляндия, Швеция и др.). Однако и в Европе сохранились страны со значительным потреблением камня за счёт импорта в перечисленные страны: ФРГ, Англию, Голландию, Францию и бывшие соцстраны и республики СССР и особенно в Россию. Предметом импорта в перечисленные страны являются готовые изделия и полуфабрикаты.
Наименее насыщен облицовочным камнем американский рынок. Это происходит за счёт традиционно высокого импорта США и относительно низкого уровня собственного производства. Ежегодный объём импорта камня в США, главным образом, в виде облицовочных плит и архитектурно-строительных изделий, составляет 350 – 400 млн. долларов.
За последнее десятилетие значительные перемены произошли в региональной структуре торговли камнем, нарушившие традиционные направления международных рыночных товаропотоков. Так, открылись благоприятные возможности для экспорта облицовочных изделий из камня в страны Ближнего Востока (Кувейт, Саудовскую Аравию, ЮАР и др.). В последнее время весьма перспективный для экспорта рынок формируется в Дальневосточном регионе, где возросшая у ряда стран потребность в камне (Япония, Южная Корея, Тайвань, Сингапур и др.) открывает благоприятные возможности для сбыта облицовочных и архитектурно-строительных изделий. В последнее время резко увеличился спрос на изделия и плиты из гранитов, лабродоритов, габро-норитов и приравненных к ним пород.