Перспективы развития страхового дела в Российской Федерации
Результаты опроса показывают, что руководители страховых компаний достаточно оптимистично оценивают конъюнктуру рынка страховых услуг. Они следующим образом прогнозируют динамику основных показателей деловой активности своих организаций:
- около 60% респондентов надеются на увеличение числа заключенных договоров по личному страхованию,
- по имущественному страхованию и лишь 20% - по, страхованию ответственности;
- 55% респондентов ожидают рост числа клиентов среди физических лиц и коммерческих структур, 43% - среди госпредприятий;
- более половины - сообщают о возможном расширении ассортимента страховых услуг;
- восемь из десяти респондентов прогнозируют увеличение собственных денежных средств своих организаций;
- свыше 90% руководителей не предполагают снижения коэффициента выплат, причем 45% их ожидают его увеличения; восемь из десяти респондентов считают, что финансово-экономическое положение их организаций не ухудшится, каждый второй - надеется на его улучшение;
- лишь 8% руководителей намерены сократить численность персонала;
- более половины руководителей рассчитывают увеличить число страховых агентов.
Выгоден ли страховой бизнес в России? Несомненно. Объясняется это его высокой рентабельностью и быстрой отдачей вложений. Так, из всех собранных российскими страховыми компаниями платежей только около 35% уходит на выплаты. Остальное остается страховщикам плюс еще добавляются доходы, полученные за счет того, что часть этих денег успевает полежать на депозитах и поучаствовать в инвестиционных проектах. На Западе в среднем до 70-80% собранных платежей уходит на выплаты.
В Российской Федерации рентабельность чисто страховых операций как минимум вдвое выше зарубежных. Это происходит потому, что в связи с высокими страховыми взносами из-за ненасыщенности страхового рынка конкуренция тарифов среди компаний еще невелика. Поэтому их ставки часто существенно выше, чем вероятность наступления страховых случаев.
По данным статистики, среди российских страховых компаний лидирует "Ингосстрах". Причин этому много. Во-первых, крупнейшие экспортеры России - это государственные или полугосударственные фирмы. "Ингосстрах" - их старый знакомый. Во-вторых, полис "Ингосстраха" признан на мировом рынке. Пока никакая другая российская страховая компания не может этим похвастаться. На "Ингосстрах" работает более десятка дочерних фирм за рубежом от знаменитой "Блекбалси" (бывшая советская страховая компания, учрежденная в лондонском Сити еще в 1925 г.) до различных СП, появившихся в последние годы. Опыт, связи и деньги "Ингосстраха" позволят ему и дальше занимать ведущее положение среди российских страховщиков.
Ведущие позиции на страховом рынке занимают "Рос-госстрах", "РОСНО", "ЖАСО", "ИВЕНТА", "ЛУКойл", "Военно-страховая компания" и другие. Конкуренция в страховом деле будет нарастать, обостряться по мере укрепления и роста рынка страховых услуг. Компании вынуждены будут следовать главному принципу конкуренции на рынке: побеждает тот, кто предлагает клиенту наиболее выгодные условия страхования.
Система страхования должна быть простой, понятной и максимально выгодной как для страхователя, так и для страховщика. В этом главный критерий экономических, юридических и организационных усилий страны по формированию эффективного страхового механизма и страхового рынка, соответствующего лучшим мировым стандартам страхового дела.