Add to: Facebook Del.icio.us Stumbleupon reddit Digg Y! MyWeb Google

Страхование в зарубежных странах

Общей характеристикой развития зарубежного страхо­вого рынка является сбор страховых платежей (взносов, премий) по всем видам страхования, которые в 1991 г. со­ставили 1209,4 млрд долл

В 1993 г. Япония достигла самого высокого уровня страховой премии, приходящейся на душу населения, -4395 долл., Швейцария - 3097, США - 2192 долл. В России уровень страховой премии на душу населения составлял 9,1 долл. Из анализируемых 78 стран, она занимает 70-е место, опережая Китай, Индию, Иран, Пакистан, Ук­раину и др.

Основными организационными формами проведения страховых операций в зарубежных странах являются:

1. Акционерные общества

(компании):

-публичные акционерные компании, акции которых котируются (свободно покупаются и продаются) на бирже;

-частные страховые компании, акции которых принад­лежат определенному кругу лиц и могут передаваться ак­ционерам компании или другим лицам, но только по реше­нию Правления.

2. Общества взаимного страхования (ОВС).

3. Государственные страховые компании,

акции которых полностью или частично принадлежат государству (государ­ство владеет контрольным пакетом акций). Они, как прави­ло, создаются для проведения специфических видов страхо­вания или для предотвращения утечки валюты по каналам страхования и перестрахования. Так, например, во многих странах государственные страховые компании проводят страхование экспортных кредитов с целью поощрения экс­порта; страхование или перестрахование части рисков, при­нимаемых на страхование в данной стране, и т. п.

Во многих странах определенное распространение имеют ОВС, которые организуются по производственному признаку (фермеры, морские пароходства, экологически опасные предприятия и др.). ОВС объединяются в клубы взаимного страхования (КВС). В мире действует около 70 КВС судовладельцев (в Великобритании, США, Японии и в других странах).

Крупные индустриальные и коммерческие концерны, авиационные компании в ряде случаев для удовлетворения своих потребностей в страховании прибегают к самострахо­ванию, образуя страховые фонды на случай возникновения непредвиденных убытков. Уникальной по своей организа­ционной структуре является корпорация "Ллойд", которая не является страховой компанией в юридическом понима­нии, а представляет собой объединение частных лиц, каж­дый из которых принимает страхование "на свой риск",

В настоящее время членами "Ллойда" являются около 30 тыс. человек, которые в обеспечение своих обязательств вносят соответствующую сумму и группируются в синди­каты (по морскому страхованию, страхованию от огня и т. п.). Во главе каждого синдиката стоит андеррайтер -высококвалифицированный специалист, который принимает на страхование риски от всех членов, страховые взно­сы, распределяя ответственность между ними, пропорцио­нально внесенной ими сумме. В такой же пропорции рас­пределяются расходы по ведению дела и оплате сумм стра­хового возмещения. Количество синдикатов по соответ­ствующему виду страхования диктуется потребностью в де­нежных средствах для покрытия страхованием максимально

возможных рисков. Обращаться к андеррайтеру можно только имея слип-документ, содержащий описание риска и условий страхова­ния, сумму страхового платежа, страховую сумму и др. Каж­дый из синдикатов принимает на страхование только такую долю риска, которая соответствует его финансовым возмож­ностям. Современная внешняя торговля и морские перевозки немыслимы без морского страхования грузов, судов, фрахта (плата за провоз груза и пассажиров морем). Размер фрахта может оговариваться при заключении чартера или исчисля­ться на основе тарифа. Ведущим рынком в области морского страхования является английский страховой рынок.

Перейти на страницу: 1 2

Меню