Add to: Facebook Del.icio.us Stumbleupon reddit Digg Y! MyWeb Google

Виды принятия решений

4. Оправданность бинарных решений в некоторых случаях.

Существуют ситуации, в которых управляющий, рассматривая цепь решений, доходит до самого конкретного уровня: да или нет. Примером обоснованной бинарной ситуации может служить решение типа «изготовить или купить», особенно тогда, когда источник снабжения только один.

Альтернативы в бинарном решении взаимно исключают друг друга, что создает трудности в применении стандартных методов принятия решения. Необходимо начать с ясной и насколько возможно простой формулировки цели решения, убедится в том, что она действительно бинарная, а не просто неверно сформулированная.

Практически невозможно определить тип решения, не представляя, как возникла данная ситуация, требующая принятия решения. Выше рассмотрены четыре причины, из-за которых можно оказаться в бинарной ситуации. Если имеет место любая из трех причин, то необходимо еще раз оценить обоснованность бинарной постановки задачи, путем пересмотра цели решения.

Поскольку наличие ситуации бинарного решения устанавливается посредством формулировки цели решения, то при желании изменить тип решения надо изменить эту формулировку. Например, если решение формулируется как «ехать ли мне в Чикаго, чтобы пройти данный курс обучения или нет?», то возможности выбора останутся весьма ограниченными. Остается только два варианта решения: ехать или не ехать. Но если проанализировать эту формулировку с помощью вопросов из раздела о стандартном процессе принятия решений, то число альтернатив увеличится, и в результате принятое решение будет более обоснованное. Вот эти вопросы:

ü Почему данное решение необходимо?

ü Почему вы хотите пройти курс обучения?

ü Какие проблемы это поможет решить?

ü Какие навыки вы приобретете?

Эти вопросы обуславливают целесообразность рассмотрения причинно-следственных связей между данным решением и необходимостью в решении вообще.

Вместо вопроса: «Ехать ли мне в Чикаго, чтобы пройти данный курс обучения или нет?», поставим следующий: «каким путем мне лучше приобрести необходимые навыки, чтобы повысить квалификацию?».

Идея поехать на курсы в Чикаго остается приемлемой в более широком наборе альтернатив таких как: повышение квалификации на рабочем месте, посещение других курсов, овладение смежными профессиями, обучение в университете и т. д. В результате становится легче принять решение, а для сравнительной оценки альтернатив можно воспользоваться стандартными методами выбора.

Когда изменить бинарную форму решения невозможно и остается надеяться, что это действительно обоснованная ситуация, применяют шаги стандартного процесса принятия решения, но следовать им нужно с осторожностью. Ключевым здесь является этап выработки критериев, так как на их основе принимается решение и необходимо исключить всякую возможность влияния субъективных предпочтений. Многие управляющие рекомендуют включать в список критерии, характеризующие как позитивные, так и негативные черты обеих альтернатив. На практике они представляют собой как «за» и «против» каждого из курсов действий. Применяя эти критерии можно получить объективную картину ситуации. Однако принять решение, основываясь только на этих «за» и «против», трудно - они не обязательно исключат друг друга. Для облегчения задачи принимающему решение нужно преобразовать эти критерии.

Бинарные решения отличаются от других типов решений тем, что они накладывают жесткие ограничения на ситуацию принятия решения. Противопоставление, вызываемое самой природой альтернатив, может способствовать не объективности, а искажению данных. В любом случае руководитель или коллегиальный орган должен стремиться изменить тип решения с бинарного на стандартный. Если бинарная постановка действительно необходима, то выбор можно делать посредством шагов:

1. Постановка цели решения.

2. Выявление потенциальных результатов.

3. Установление критериев решения

4. Разделение критериев и сравнение альтернатив «да» и «нет».

5. Выявление и оценка риска.

(см. Таблица 3.7)

Таблица 3.7. Процесс принятия бинарного решения.

Шаг 1. Постановка цели решения

Шаг 2. Выявление потенциальных результатов

Шаг 3. Установление критериев решения

Шаг 4 и 5. Разделение критериев и сравнение альтернатив «Да» и «Нет»

Альтернатива «Да» (потенциальные позитивные и негативные результаты)

Ограничения

Альтернатива «Да»

Да/Нет

Альтернатива «Нет»

Да/Нет

Альтернатива «Нет» (потенциальные позитивные и негативные результаты)

Желательные характеристики

Оценка, баллы

Желательные характеристики

Баллы, взвешенные баллы

Желательные характеристики

Баллы, взвешенные баллы

Итого:

Итого:

Шаг 6 и7. Выявление и оценка риска

Альтернатива «Да»

Если:

Тогда:

Если:

Тогда:

Вероятность

Серьезность

Альтернатива «Нет»

Если:

Тогда:

Если:

Тогда:

Вероятность

Серьезность

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9 10

Меню