Add to: Facebook Del.icio.us Stumbleupon reddit Digg Y! MyWeb Google

Виды принятия решений

Сравнение рационального и творческого процессов позволяет выявить между ними сходства и различия ( см. Таблица 3.9).

Таблица 3.9 Сравнение рационального и творческого процессов.

Рациональный процесс

Творческий, инновационный процесс

Исходный пункт

Проблема, требующая решения, или ситуация, требующая устранения

Проблема, требующая решения, или ситуация, требующая устранения

Постановка проблемы

Обычно очень конкретный процесс

Может носить более общий характер

Процесс

Требует подготовленных работников

Основной подход - логический

Требует подготовленных работников.

Примеряется много различных методов: синтез, «мозговая атака», морфологический и т.д.

Вспомогательные средства

Большое значение имеет наглядность, благодаря использованию графиков, слайдов

Большое значение имеет наглядность

Результаты

Вырабатывается обычно один «наилучший» вариант или решение

Вырабатывается несколько допустимых решений или ни одного

Состав группы выработки вариантов решения

Членство должно носить целевой характер

Члены группы не обязательно должны знать проблему или иметь к ней отношение

Возможности

Зависят от надёжности данных

Зависят от воображения и творческих способностей членов группы

Эффективность процесса тем выше. Чем шире спектр идей, среди которых производится выбор.

Важно отметить, что всякая процедура творческого поиска предписывает определённую последовательность действий по направлению к некоторому поддающемуся проверке результату. Он отнюдь не является неупорядоченным подходом, при котором ставка делается на внезапное «озарение».

В управленческой деятельности термин «творчество» часто неправильно истолковывается и применяется. В общепринятом смысле это понятие означает, оригинальные открытия наподобие тех, что были сделаны Беллом, Эдисоном и другими творческими гениями. На практике же чистые исследования в абсолютно новых направлениях ведутся очень редко. Большинство открытий – это обычное расширение разнообразия уже известного. Основная часть творческих усилий направлена на усовершенствование существующих продуктов, процессов и методов.

Руководители чаще всего оказываются в ситуации, когда они должны выработать новые и более эффективные пути разрешения проблем или достижения результатов. А это лучше всего делать посредством некоторого инновационного процесса, чем необузданного творческого полёта.

Общие принципы организации инновационной деятельности.

Принцип 1. Создайте инновационный климат в работе.

Необходимо создать такой климат, который допускал бы отклонения от общепринятого, «необоснованные» идеи и другие формы работы в коллективе. Если не ввести правила, поощряющие свободу действий ( в определённых пределах), то инновационная деятельность не получит развития. Это самый важный принцип.

Принцип 2. Начинайте с простых и доступных альтернатив.

Принцип 3. Не начинайте сразу с поиска идеального решения.

Поскольку большинство приемлемых вариантов решений обычно получается в ходе выбора наилучшего решения из нескольких конкурирующих между собой, было бы нереалистично ожидать, что какая-то альтернатива покажется идеальной с первого взгляда. Но не следует отбрасывать сразу же альтернативы, которые не выглядят идеальными. Такое отбрасывание произойдёт позже с помощью более систематического анализа при сравнении альтернатив.

Принцип 4. Привлекайте других людей

Использование идей других людей или реагирование на них поможет выработать новаторские и, следует надеяться, более практичные решения, чем это в состоянии сделать отдельный человек.

При анализе альтернатив может быть использован метод оптимизации критериев (МОК). Обычно он применяется в тех случаях, когда ни одна из известных альтернатив не представляется подходящей. Основополагающая идея МОК состоит в предположении, что комбинирование лучших черт известных альтернатив может привести к более эффективному решению. Эта процедура применяется для того, чтобы помочь принять решение в ситуациях, где традиционные методы выработки альтернатив не дают приемлемых результатов.

Первый шаг

в применении метода оптимизации критериев – это составление полного перечня желаемых конечных результатов, т.е. критериев.

Перейти на страницу: 4 5 6 7 8 9 10

Меню